Главная » Культура » Зельфира Трегулова: показ нашего искусства создает другой взгляд на Россию

Зельфира Трегулова: показ нашего искусства создает другой взгляд на Россию

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова© Фото пресс-службы Третьяковской галереи

Работы Репина, Коровина, Венецианова, Врубеля и других мастеров из коллекции Третьяковской галереи приехали в Европу. Несмотря на закрытые границы, публика в Париже, Дрездене, Потсдаме заново знакомится с искусством российских художников сразу на нескольких выставках.

Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в интервью рассказала о том, как эти проекты формируют иную оптику восприятия русского искусства. О новых вызовах для межмузейных контактов во время пандемии, о смелых кураторских решениях и том, почему сегодня зрители по всему миру должны подпитываться музеями и выставками, — в материале РИА Новости.

— Да, мы планировали эти проекты еще до пандемии, но в связи с переносом сейчас степень концентрации выставок за рубежом высока и показывает, что музейный обмен — это то, что продолжает работать в ситуации обрыва многих связей.

Одновременно идут выставки “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене, “Коллекция Морозовых. Шедевры нового искусства” в Фонде Louis Vuitton в Париже, проект Ильи Репина в Petit Palais, а также “Импрессионизм в России: рассвет авангарда” в музее Барберини в Потсдаме. До этого ее представляли в Баден-Бадене.

Выставка Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии в Дрездене© Фото пресс-службы Albertinum, SKD/ Давид ПинцерВыставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене

— Это важно делать вне зависимости от сегодняшней ситуации. Познакомиться с русским искусством можно, только приехав в Москву или Санкт-Петербург, в крупнейших музеях мира оно почти не представлено. Исключения — Центр Помпиду, Музей современного искусства в Салониках и Музей Людвига в Кельне.

Поэтому наше искусство становится известным именно благодаря масштабным художественным проектам.

На выставке Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии в Дрездене - РИА Новости, 1920, 11.10.2021© РИА Новости / Анастасия МельниковаНа выставке “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене

— Она сыграла свою роль. Нам всем пришлось резко изменить горизонты планирования. Был момент, когда ощущали себя неуверенно: меняли намеченное буквально каждый месяц! Год назад мы готовились открыть выставку “Романтизм в России и Германии”, перенесли ее на декабрь и потом — на 22 апреля.

Три раза переподписывали договоры со всеми владельцами. Это гигантское увеличение объема работы, но мы понимали, что наша задача — организовать эти важнейшие проекты. Все максимально шли навстречу друг другу.

Выставка Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии в Дрездене© Фото пресс-службы Albertinum, SKD/ Давид ПинцерВыставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене

Мы не отказали в выдаче ни одной вещи из-за пандемии. И также ни один из музеев, у которых мы запрашивали экспонаты для проектов, тоже два-три раза переносившихся, не отвечал отказом. Все с пониманием сдвигали сроки выдачи произведений.

Музеи и выставочные проекты невероятно важны. Это то, чем должен подпитываться человек сегодня. Мы видим с 22 января, когда музеи открылись после локдауна, какое количество людей к нам приходит.

— Наша посещаемость перевалила за миллион сто тысяч, а у нас впереди еще, надеюсь, три месяца работы. Это очень серьезная цифра, притом что мы можем принимать только 50 процентов прежней аудитории.

Посетители знакомятся с экспозицией на открытии выставки Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве - РИА Новости, 1920, 11.10.2021© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанкПосетители знакомятся с экспозицией на открытии выставки “Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина” в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве

— Нет, потому что для нас невероятно важны проекты, которые мы делаем здесь. Каждый раз мы сами реализуем идею от начала до конца, ищем деньги, ставим перед собой сверхзадачу. Как было, например, с выставкой “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии”. Когда впервые показали то, что близко по духу, но что никто никогда не сопоставлял в рамках одной выставки.

Этим мы сформулировали другой подход к искусству романтизма.

Выставка Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии в Дрездене1 из 5Выставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене© Фото : Staatliche Kunstsammlungen Dresden/David PinzerНа выставке Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии в Дрездене2 из 5

Экспозиции выставки "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии" в Дрездене

© РИА Новости / Анастасия МельниковаВыставка Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии в Дрездене3 из 5Выставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене© Фото : Staatliche Kunstsammlungen Dresden/David PinzerНа выставке Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии в Третьяковской галерее4 из 5

Посетители возле картин, представленных на выставке "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии" в Третьяковской галерее в Москве

© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанкПосетители на выставке Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии в Третьяковской галерее в Москве5 из 5

Посетители на выставке "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии" в Третьяковской галерее в Москве

© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанк1 из 5Выставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене© Фото : Staatliche Kunstsammlungen Dresden/David Pinzer2 из 5

Экспозиции выставки "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии" в Дрездене

© РИА Новости / Анастасия Мельникова3 из 5Выставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене© Фото : Staatliche Kunstsammlungen Dresden/David Pinzer4 из 5

Посетители возле картин, представленных на выставке "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии" в Третьяковской галерее в Москве

© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанк5 из 5

Посетители на выставке "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии" в Третьяковской галерее в Москве

© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанк

В случае с зарубежными экспозициями, которые тоже для нас важны, большая часть нагрузки — на иностранных организаторах. Хотя почти всегда мы работаем в тесном контакте.

— В проект включили ключевые работы мастера, в первую очередь из собрания Третьяковской галереи. Также сложно представить себе экспозицию без его хитов “Садко” или “Бурлаки на Волге” из Русского музея. Активное участие принимал директор Petit Palais и куратор Кристоф Лерибо, который в момент открытия выставки стал директором музея Орсе.

Репин И.Е. Автопортрет. 1887© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиРепин И. Е. Автопортрет. 1887

Это была его инициатива, мой первый разговор о проекте с Лерибо произошел в 2015 году.

— Выставка в Париже впервые знакомит французскую публику с этим мастером. Наши коллеги сделали акцент на определенных темах: религии (здесь главное произведение — “Крестный ход в Курской губернии”), французском периоде (работы 1870-х годов, когда Репин был в Париже как пенсионер Академии художеств, “Садко” или “Портрет Тургенева”).

Интересно объединены в одном пространстве портреты членов семьи Репина, его родителей, брата, жен, дочерей. Это особенно интимное и камерное пространство.

Репин И.Е. Крестный ход в Курской губернии. 1881-18831 из 3

Репин И. Е. Крестный ход в Курской губернии. 1881-1883

© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереиРепродукция картины Садко. Холст, масло. 1876 год. Художник Илья Ефимович Репин2 из 3

Репродукция картины "Садко". Холст, масло. 1876 год. Художник Илья Ефимович Репин. Русский музей

© РИА НовостиПерейти в фотобанкРепродукция картины Портрет Тургенева (1874) Художник Илья Репин3 из 3

Репродукция картины "Портрет Тургенева" (1874). Художник Илья Репин (1844-1930). Из фондов Третьяковской галереи

© РИА НовостиПерейти в фотобанк1 из 3

Репин И. Е. Крестный ход в Курской губернии. 1881-1883

© Предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи2 из 3

Репродукция картины "Садко". Холст, масло. 1876 год. Художник Илья Ефимович Репин. Русский музей

© РИА НовостиПерейти в фотобанк3 из 3

Репродукция картины "Портрет Тургенева" (1874). Художник Илья Репин (1844-1930). Из фондов Третьяковской галереи

© РИА НовостиПерейти в фотобанк

Отдельный зал посвящен Толстому, а также показано, как Репин реагировал на события революций 1905, 1917 годов.

— В завершающих залах наши коллеги организовали то, чего не было у нас. Они сопоставили в рамках одного пространства два важнейших поздних произведения Репина: “Гопак”, которым мы завершали выставку в Москве, и “Голгофу” из музея Принстонского университета. Нам ее получить не удалось.

Девушка возле картины Портрет писателя И. С. Тургенева на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее на Крымском валу в Москве1 из 3

Девушка возле картины "Портрет писателя И. С. Тургенева" (1874) на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее

© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанкПосетитель возле картины Крестный ход в Курской губернии (1880-1883 гг.) на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее на Крымском валу в Москве2 из 3

Посетитель возле картины "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883) на выставке Ильи Репина в Третьяковке на Крымском Валу

© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанкПосетители возле картины Не ждали на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее на Крымском валу3 из 3

Посетители возле картины "Не ждали" (1884-1888) на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее в Москве

© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанк1 из 3

Девушка возле картины "Портрет писателя И. С. Тургенева" (1874) на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее

© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанк2 из 3

Посетитель возле картины "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883) на выставке Ильи Репина в Третьяковке на Крымском Валу

© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанк3 из 3

Посетители возле картины "Не ждали" (1884-1888) на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее в Москве

© РИА Новости / Сергей ПятаковПерейти в фотобанк

Это сопоставление невероятно выглядит: сразу на задний план отступают разговоры о том, что поздний Репин — это слабая живопись. Он развивал особенный, философски окрашенный сюжет о сути бытия, Евангелии, жизни Христа.

— Мы предоставили 34 полотна, в основном из собрания Морозовых. В первую очередь произведения, которые любили и собирали братья. Если говорить о Михаиле Абрамовиче, то это работы Врубеля. В первом зале, где галерея портретов русских коллекционеров и меценатов, — портрет Михаила Морозова кисти Серова, полученный из Днепропетровска, неоконченный портрет его супруги Маргариты Кирилловны. Рядом — Савва Мамонтов кисти Врубеля.

Президент Франции Эммануэль Макрон на открытии выставки Коллекция Морозова, иконы современного искусства в фонде Louis Vuitton в Париже - РИА Новости, 1920, 11.10.2021© AFP 2021 / Yoan Valat Президент Франции Эммануэль Макрон на открытии выставки “Коллекция Морозова, иконы современного искусства” в Фонде Louis Vuitton в Париже

Куратор выставки Анн Балдассари пошла по пути очень смелых сравнений и сопоставлений. Работы Коровина, любимого русского мастера Ивана Морозова, потрясающе смотрятся с произведениями Ренуара и выдерживают это непростое сравнение. А врубелевская “Сирень” находится в зале с лучшими холстами Клода Моне. Это очень интересно смотреть вместе. Портрет Валерия Брюсова кисти Врубеля находится на одной стене с портретом Амбруаза Воллара Пикассо и портретом художника Матюшина Казимира Малевича (из собрания Георгия Костаки). Таким образом мастера “Бубнового валета” сопоставляются с Пикассо.

Пресс-показ выставки Коллекция Морозова, иконы современного искусства в фонде Louis Vuitton в Париже - РИА Новости, 1920, 11.10.2021© AFP 2021 / Geoffroy Van der HasseltПресс-показ выставки “Коллекция Морозова, иконы современного искусства” в Фонде Louis Vuitton в Париже

— У кого-то из моих коллег из других музеев это вызвало вопросы. Но ход очень интересный, помещающий русское искусство в современный ему европейский контекст и формирующий иную оптику. Когда ты понимаешь, что русские художники, опираясь на достижения французских импрессионистов, или Сезанна, или Пикассо, вырабатывали собственный мощный художественный язык. Сейчас он обретает свое право рядом с общепризнанными явлениями французского искусства. И в этом, мне кажется, особый смысл выставки Морозова.

Министр культуры Франции Розелин Бачело, президент Франции Эммануэль Макрон и первая леди Брижит Макрон на открытии выставки Коллекция Морозова, иконы современного искусства в Фонде Louis Vuitton в Париже - РИА Новости, 1920, 11.10.2021© REUTERS / Yoan Valat/PoolМинистр культуры Франции Розелин Бачело, президент Франции Эммануэль Макрон и первая леди Брижит Макрон на открытии выставки “Коллекция Морозова, иконы современного искусства” в Фонде Louis Vuitton в Париже

— Думаю, да, и меня это очень радует.

— Мы постарались взглянуть на романтизм абсолютно непредвзято. Выставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” вышла за рамки обычного проекта, базирующегося на сотрудничестве между двумя музеями. Это совместная работа и желание сделать что-то, чего раньше никто не делал, и поднять материал той эпохи, который уже давно не оказывался в фокусе внимания.

На выставке Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии в Дрездене1 из 3На выставке “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене© РИА Новости / Анастасия МельниковаВыставка Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии в Дрездене2 из 3

Экспозиция "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии" в Дрездене

© Фото пресс-службы Albertinum, SKD/ Давид ПинцерВыставка Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии в Дрездене3 из 3Выставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене© Фото пресс-службы Albertinum, SKD/ Давид Пинцер1 из 3На выставке “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене© РИА Новости / Анастасия Мельникова2 из 3

Экспозиция "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии" в Дрездене

© Фото пресс-службы Albertinum, SKD/ Давид Пинцер3 из 3Выставка “Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии” в Дрездене© Фото пресс-службы Albertinum, SKD/ Давид Пинцер

Помимо того, что сама экспозиция — рывок в выставочном деле, это еще и возможность показать русское искусство, с которым мало знакомы. Знают авангард, а этот период не знают вовсе.

— Конечно! Неслучайно выставку в Париже открывал президент Франции Эммануэль Макрон и произнес впечатляющую речь. Для нас она была обнадеживающей. Думаю, все прекрасно поняли значение этой выставки и оценили то, что сказал президент после двухчасового прохода по экспозиции.

Министр культуры Франции Розелин Бачело, первая леди Брижит Макрон, президент Франции Эммануэль Макрон, глава LVMH Бернар Арно, пианистка Элен Арно и министр культуры России Ольга Любимова - РИА Новости, 1920, 11.10.2021© REUTERS / Yoan Valat/PoolМинистр культуры Франции Розелин Бачело, первая леди Брижит Макрон, президент Франции Эммануэль Макрон, глава LVMH Бернар Арно, пианистка Элен Арно и министр культуры России Ольга Любимова

На открытии выставки в Дрездене выступал премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер, а затем посол России в Германии Сергей Нечаев. Они оба произнесли важные слова, которые было отрадно услышать всем, кто сидел в зале.

— Надеюсь, 22 ноября мы откроем выставку “Единство и многообразие”, посвященную современному искусству Европы, которая из-за пандемии была перенесена. Сейчас она в Берлине, а потом приедет к нам.

А на май 2022-го мы перенесли открытие выставки современного индийского искусства. Надеюсь, мы сможем ее реализовать и посвятим Ночь музеев именно этому проекту.

Посетители у работы Элизабет Луизы Виже-Лебрен Портрет Антуанетты Элизабер дАгессо, графини де Сегюр (1785 г.) - экспонат выставки Франция и Россия. Десять веков вместе в выставочном зале Успенской звонницы - РИА Новости, 1920, 21.09.202121 сентября, 08:00КультураЦари и короли. Какие секреты России и Франции открывают Музеи Кремля

Источник

Оставить комментарий