Главная » Новости Приморья » От вальсового шага к политике XIX века: как обучают историческим танцам во Владивостоке

От вальсового шага к политике XIX века: как обучают историческим танцам во Владивостоке

Бал в Пушкинском театре. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

18:30

От вальсового шага к политике XIX века: как обучают историческим танцам во Владивостоке

Корр. РИА PrimaMedia побывал на репетиции одной из танцевальных студий города и узнал, как становятся дамами и кавалерами

Владивосток, 20 февраля, PrimaMedia. Великое множество студий и групп, обучающих самым разным видам танцев, существует во Владивостоке. Ирландские и бразильские, русские народные и спортивные бальные, аргентинское танго и современный хип-хоп — среди этого многообразия особенно выделяются так называемые исторические танцы. В городе существует множество школ, преподающих исторические танцы. Их ученики посещают настоящие балы и не только отличают мазурку от кадрили, но и знают, что по чем было в Российской Империи в том или ином десятилетии XIX века. Корр. РИА PrimaMedia встретился с Галиной Будниковой, руководителем танцевальной студии «Олирна», и узнал, как обычные офисные клерки превращаются в модных дам и благородных кавалеров.

В зале для репетиций в этот раз Галина увидела много новых лиц. Как правило, новички приходят, чтобы подготовиться и поучаствовать в каком-нибудь бале. Ближайший из них — бал «Карусель цветов», который Школа исторического танца «Олирна» устраивает 12 марта в Пушкинском театре ТЦ ДВФУ.

Маскарад
Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

Первые упражнения, которые она просит повторить — довольно просты. Это отдельные движения ногами или руками, которые, тем не менее, тоже требуют некоторой концентрации внимания. Вот все уже размялись и готовы приступать к главной части репетиции.

— Некоторых я вижу впервые, поэтому давайте на всякий случай спрошу. Всем ли знакома разница между вальсом в три «Па» и новым вальсом в три «Па»? — спросила Будникова. По удивленным лицам было видно, что в зале действительно много новичков, с историческими танцами не знакомых совершенно. — Тогда мы сейчас сделаем следующее: встанем лицом к зеркалу и пройдем несколько шагов того самого раннего вальса, с которого мы начинаем нашу программу изучения вальса.

Исторические танцы — это те, которые были реконструированы на основе мануалов. Об этом она рассказывает уже после репетиции. Есть немало дошедших до нас учебников, изданных как в Российской Империи, так и в Европе-Америке, есть люди, которые выискивают описания подлинных танцев, существовавших в XV-XVI, XVII-XIX века, ищут ноты, восстанавливают схемы, затем привозят их на фестиваль, где педагоги со всей страны могут из первых уст услышать о вновь найденных танцах.

ДамыПредоставлено школой исторического танца «Олирна». Автор: Александр Трофимчук.

Большой бал Предоставлено школой исторического танца «Олирна». Автор: Александр Трофимчук.

Большой бал Предоставлено школой исторического танца «Олирна». Автор: Александр Трофимчук.

КавалерыПредоставлено школой исторического танца «Олирна». Автор: Александр Трофимчук.

1 из 4

— Для каждой страны были характерны свои танцы, так, например, Англия знаменита своими контрдансами, конечно. Затем, переплыв Ла-Манш, контрдансы хитрыми французами были преобразованы в кадрили. В России, например, танцевали мазурку, и нигде больше, кроме Польши, танцевать ее не брались. А поскольку музыка понравилась всем, в том числе и хитрым французам, они взяли ее и стали танцевать под нее новую модную польку, так родилась полька-мазурка, — проводит краткий экскурс в историю танца Галина.

Мазурка — Бальный танец XVIII-XIX веков, созданный на основе польских народных танцев: Мазур, Куявяк и Оберек. Музыкальный размер – ¾ или 3/8. Темп быстрый или умеренно быстрый, 50-60 тактов в минуту. Исполняется в паре, в энергичном и горделивом характере, с продвижением по кругу.

Как выяснилось, об этом и многом другом она в обязательном порядке рассказывает и тем, кто собирается на бал. Студия исторического танца «Олирна», по сути, занимается изучением истории, культуры XIX века через призму танцев.

Красота во всем
Фото: Предоставлено школой исторического танца "Олирна"

— Научить танцам без погружения в историю — будь то политика или история моды, невозможно. Равно как нельзя учить танцы в отрыве от истории этикета, сословного воспитания и других особенностей того времени. Потому что все это — вплоть до кроя и длины юбок и ткани, из которой пошит костюм, влияет на танец. А крой и ткань зависят от моды и экономики, а те — от политики, — развивает мысль преподаватель. — Так что это нормально, когда люди приходят заниматься танцами и начинают разбираться в истории, хотя школа и вуз давно прошли.

«Полонез» («polonaise») по-французски означает «польский». Это польский торжественный танец-шествие, произошел от народных массовых танцев – прогулок. Муз. размер 3/4. Получил известность еще в XVI веке как церемониальный придворный танец.

Нередко на бал ходят парами
Фото: Предоставлено школой исторического танца "Олирна"

Однако на этой репетиции пока приходится заниматься хореографическими основами. С первого раза можно научиться выставлять правильно ногу или руку. Соединить пару элементов под счет – уже требует некоторой координации. А превратить все в вальсовый шаг, как показало занятие, правильно с первого раза не удается.

— Это нормально. Самое простое обычно оказывается самым сложным, — уверяет Галина. — Дело в том, что на балы хотят ходить очень многие. Однако, не все знают, что они вообще проводятся, и даже узнав о бале, люди не сразу понимают, что «А мы тоже можем». Именно поэтому мы стремимся и на репетициях, и на балы вводить танцы, которые гости могут освоить прямо сразу, придя впервые. При этом, конечно, отдельно мы разучиваем красивые сложные танцы, для исполнения которых приходится тратить много времени.

Большой бал Предоставлено школой исторического танца «Олирна». Автор: Александр Трофимчук.

Большой бал Предоставлено школой исторического танца «Олирна». Автор: Александр Трофимчук.

Исторические танцыПредоставлено школой исторического танца «Олирна»

1 из 3

Марши, вальсы и некоторые контрдансы можно прийти и выучить даже за одно занятие. А вот мазурку или кадрили – тут придется попотеть. Надо учить технику, схемы, характер танца, понимать, что и о чем вы танцуете. В этот раз на репетицию пришло относительно много народу. Оказалось, что все из-за будущего бала. Люди услышали и пришли готовиться.

Контрданс — одна из форм первоначально английского и, впоследствии, французского народного танца и музыки к нему. В контрдансе пары танцуют одна напротив другой, а не друг за другом, как в круговых танцах. Вначале состоял из одной фигуры, затем из чередования пяти или шести различных танцевальных фигур. Характерные музыкальные размеры 2/4, 6/8.

Однако чтобы принять участие в бале одного только умения танцевать будет мало. Для каждого такого мероприятия установлен дресс-код. Женщины и мужчины обязаны облачиться в соответствующие времени наряды. Где же их взять?

— Важным направлением нашей работы является Костюмерная «Дамский салон». Мы шьём, заказываем, покупаем и привозим исторические костюмы, чтобы в нашем городе было больше возможностей для желающих приобщиться к культуре, почувствовать себя частью прошлого. Мы считаем, что через сохранение традиций — танцевальных и культурных — мы способствуем воспитанию в людях хороших манер, вежливого отношения друг другу, к дамам, умения следить за своим поведением и речью, — уточняет Будникова.

Дама и кавалер
Фото: Предоставлено школой исторического танца "Олирна". Автор: Александр Трофимчук.

Вот, например, основная тема будущего бала, это цветы. Поэтому прически и платья должны быть обильно украшены цветами. Это дресс-код бала, наряду с платьями середины XIX века, когда, по описаниям в модных журналах того времени, дама напоминала цветок. Кавалерам нужна бутоньерка в петлицу, для дам — возможна бутоньерка на руку.

— По программе мы танцуем исторические танцы XIX века, именно те, которые были любимы в бальных залах Российской империи. Это и мазурка, которую, по свидетельствам европейцев, никто не танцевал лучше, чем русские и поляки, это и полька — самый головокружительный танец в 1830-е — 40-е года, это и знаменитая кадриль «Парижские вариации», которая была в моде благодаря своему необычайному разнообразию техник. И, конечно, король любого бала, без которого не обходилась ни одна программа бала середины века – вальс, — рассказывает руководитель «Олирны».

Вальс (фр. valse) — общее название бальных, социальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Бал в Пушкинском театреАлександр Хитров, РИА PrimaMedia

Бал в Пушкинском театреАлександр Хитров, РИА PrimaMedia

1 из 2

Несмотря на отчаянные попытки пришедших на свою первую репетицию кавалеров и дам, почти никому не удалось правильно и точно с первого раза исполнить вальс, отдельные элементы которого они учили с начала занятия. Однако никакого разочарования на их лицах не наблюдалось. Танцы, как спорт или любое другое дело, требуют регулярной практики. Все это понимают.

И все же исторические танцы, с точки зрения нагрузок и технической сложности, можно назвать «облегченной версией спортивных».

— Классический балет или спортивно-бальные танцы — мечта многих. Однако, в этой сфере есть множество препятствий для тех, кто хочет приобщиться к красоте: спортивная направленность, жесткая конкуренция, необходимость долгих и упорных тренировок, желательно с детства — чтобы иметь возможность реализации, талант, педагог и многое другое. Исторические танцы в этом смысле куда проще и подходят для более широкого круга. У нас упор идёт на социализацию, отсутствие конкуренции, вежливое и внимательное отношение друг другу. Т.е. мечты о танцах можно исполнять куда проще, чаще и без последствий для психики. Балы проходят многократно. Платья можно менять часто (девочки о балете и СБТ чаще всего мечтают, потому что: «Это красиво»), реализация и востребованность есть просто потому, что вы кавалердама. Музыка — классическая, и в этом основное наше отличие от национальных танцев. Равно и как следующая особенность: национальные танцы — это 90% — народные танцы. Мы занимаемся бальной культурой дворянского сословия. Смысл в том, что в бальной зале и на в деревне на полях исполнялись разные танцы, под разную музыку, с разными манерами в разных костюмах.

Бал в Пушкинском театре
Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

До самого бала еще есть время, но каждая репетиция на счету. Чтобы новичку подойти к мероприятию во всеоружии, пропускать нельзя. Как минимум два раза в неделю они приходят к в «Олирну», а дальше, если уж очень понравится, может быть и продолжат свое погружение в историю через танец.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Год культуры завершается в Приморье лермонтовским балом

Мазурку и венский вальс станцевали кадеты и их дамы на балу во Владивостоке

Источник: PrimaMedia.ru

Оставить комментарий