Главная » Культура » Неожиданный Достоевский — язвительный сатирик и автор детективов

Неожиданный Достоевский — язвительный сатирик и автор детективов

Татьяна Бедова и Георгий Тараторкин на съемках кинофильма Преступление и наказание  - РИА Новости, 1920, 11.11.2021© РИА НовостиПерейти в фотобанк

Весь мир празднует 200-летие Достоевского — пожалуй, самого известного и популярного русского писателя. Сегодня Федор Михайлович актуален как никогда. Уже не столько как морализатор, а как острый сатирик и главный детективщик XIX века.

Ученые и публицисты, раскрывая образ Достоевского, довольно часто сосредотачиваются на нравственной и социальной стороне его творчества. И здесь вроде бы ничего ни убавить, ни прибавить: практически все философские подтексты Федора Михайловича полностью раскрыты литературной критикой.

Но вот беллетристическая — и порой сатирическая — сторона оказалась за бортом профессиональных исследований. А между тем феномен писателя, включая и его мировое признание (Достоевский — один из самых переводимых и, соответственно, читаемых русских классиков), во многом основан именно на фабуле его произведений.

Вот “Преступление и наказание” — не просто детектив, а история о расследовании и раскаянии, возможность посмотреть на ситуацию глазами преступника: автор фактически помещает нас внутрь его сознания. И это задолго до появления “Убийства Роджера Экройда” Агаты Кристи, первого детектива, написанного от лица человека, совершившего преступление. Достоевский же — просто в силу писательского таланта — еще и создает такой образный текст, что мы не только понимаем мотивацию Раскольникова, но можем сродниться с его специфическим чувственным миром.

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова1 из 5

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова в фильме Льва Кулиджанова "Преступление и наказание" по одноименному роману Федора Достоевского

© РИА Новости / РИА НовостиПерейти в фотобанкГеоргий Тараторкин2 из 5

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова на съемках кинофильма «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова

© РИА Новости / РИА НовостиПерейти в фотобанкСпектакль Преступление и наказание в театре на Таганке3 из 5

Спектакль "Преступление и наказание" по роману русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) в театре на Таганке. В роли Раскольникова — Александр Трофимов, в роли Разумихина — Борис Хмельницкий

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанкРукописи романа Преступление и наказание русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Фотокопия. Музей-квартира Ф.М. Достоевского в Москве.4 из 5

Рукописи романа "Преступление и наказание" русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Фотокопия. Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве

© РИА Новости / Михаил ФилимоновПерейти в фотобанкИздания романа Федора Достоевского Преступление и наказание5 из 5Издания романа Федора Достоевского “Преступление и наказание”
© РИА Новости / М. ФилимоновПерейти в фотобанк1 из 5

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова в фильме Льва Кулиджанова "Преступление и наказание" по одноименному роману Федора Достоевского

© РИА Новости / РИА НовостиПерейти в фотобанк2 из 5

Георгий Тараторкин в роли Раскольникова на съемках кинофильма «Преступление и наказание» режиссера Льва Кулиджанова

© РИА Новости / РИА НовостиПерейти в фотобанк3 из 5

Спектакль "Преступление и наказание" по роману русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) в театре на Таганке. В роли Раскольникова — Александр Трофимов, в роли Разумихина — Борис Хмельницкий

© РИА Новости / Анатолий ГаранинПерейти в фотобанк4 из 5

Рукописи романа "Преступление и наказание" русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Фотокопия. Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве

© РИА Новости / Михаил ФилимоновПерейти в фотобанк5 из 5Издания романа Федора Достоевского “Преступление и наказание”
© РИА Новости / М. ФилимоновПерейти в фотобанк

Ровно то же и с другими романами: “Идиот” — детектив, в котором мы видим, как убийца Рогожин приближается к преступлению, как череда событий доводит его до невозвратной точки. “Бесы” — так это просто невероятно плотно закрученное повествование о террористической ячейке. “Братья Карамазовы” — идеально сшитый судебный детектив, в котором у каждого из героев есть мотив убийства отца.

Конечно, опытный литературовед может обвинить данную точку зрения в поверхностности, когда моральная и философская стороны произведения оказываются оттенены фабулой.

Рисунок Федор Достоевский - РИА Новости, 1920, 09.11.2021© РИА Новости / СелимхановПерейти в фотобанкРисунок “Федор Достоевский”

Он и сам это прекрасно понимал и порой решал поквитаться с оппонентами в собственных произведениях. Вот тут и появлялся совершенно не знакомый Достоевский: едкий сатирик, невероятно острый на язык, но при этом ничуть не менее глубокий.

Вот, например, “Крокодил” — лихой и смешной рассказ. Он о том, как мелкий чиновник пошел в зверинец, раздразнил там рептилию, а она его возьми да и проглоти. В итоге герой вещает из пасти животного — ему там внутри уютно, тепло и хорошо.

Начальство подозревает всякое: а ну как он скрылся в крокодиле из каких-нибудь, упаси Господь, либеральных тенденций? В образе такого чиновника — худенького, едкого и в очках, современники, конечно же, увидели злую пародию на Чернышевского. Достоевский от обвинений защищался в “Дневнике писателя”, уверяя, что никого конкретного в виду не имел.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) - русский революционер, мыслитель, писатель, экономист, философ. Фотография 1871 года. - РИА Новости, 1920, 09.11.2021© РИА Новости / ШварцманПерейти в фотобанкНиколай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — русский революционер, мыслитель, писатель, экономист, философ. Фотография 1871 года.

И здесь классику стоит поверить — конечно, это образ не конкретного Чернышевского, а скорее коллективного. Довольно мелочного западника, лишенного стройности размышлений о реальном мире. Оттого ему и в крокодиле хорошо.

Юрий Тынянов отыскал у Достоевского и пародию на Гоголя, причем — на позднего, времен “Выбранных мест из переписки с друзьями”, предполагая, что великого предшественника Достоевский вывел в образе Фомы Опискина.

Русский актер Михаил Александрович Чехов (1891-1955 г. г.) в роли Фомы Опискина в сцене из спектакля Село Степанчиково по Ф.Достоевскому. Латвийский Национальный театр. Рига. 19331 из 3

Русский актер Михаил Александрович Чехов (1891-1955) в роли Фомы Опискина в сцене из спектакля "Село Степанчиково" по Ф. Достоевскому. Латвийский Национальный театр. Рига, 1933

© РИА Новости / РИА НовостиПерейти в фотобанкНародный артист СССР Игорь Ильинский (сидит в центре) в роли Фомы Опискина в спектакле по повести Ф. М. Достоевского Село Степанчиково и его обитатели на сцене Государственного академического Малого театра.2 из 3

Народный артист СССР Игорь Ильинский (сидит в центре) в роли Фомы Опискина в спектакле по повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" на сцене Государственного академического Малого театра

© РИА Новости / Александр ГладштейнПерейти в фотобанкФома Опискин (Василий Бочкарев), Село Степанчиково и его обитатели Ф.М.Достоевского3 из 3

Фома Опискин (Василий Бочкарев), "Село Степанчиково и его обитатели" Ф. М. Достоевского

© Фото : Малый театр1 из 3

Русский актер Михаил Александрович Чехов (1891-1955) в роли Фомы Опискина в сцене из спектакля "Село Степанчиково" по Ф. Достоевскому. Латвийский Национальный театр. Рига, 1933

© РИА Новости / РИА НовостиПерейти в фотобанк2 из 3

Народный артист СССР Игорь Ильинский (сидит в центре) в роли Фомы Опискина в спектакле по повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" на сцене Государственного академического Малого театра

© РИА Новости / Александр ГладштейнПерейти в фотобанк3 из 3

Фома Опискин (Василий Бочкарев), "Село Степанчиково и его обитатели" Ф. М. Достоевского

© Фото : Малый театр

Эдакий “литератор с претензиями”, читающий лекции по истории и мечтающий, как на них будут собираться “тридцать тысяч человек” (опять же пародия на вранье Хлестакова).

“Коллективный морализатор” — еще один критикуемый Достоевским образ. То, что некоторые видят в нем черты позднего Гоголя, не лишено основания.

Или писатель Кармазинов в “Бесах” — тут сатира практически прямая. Он читает свой рассказ “Merci”, в котором изобилуют описания природы, воспоминания о первой любви, имена различных иностранных композиторов. Неудивительно, что в этом герое многим видится карикатура на Ивана Тургенева, с которым у Достоевского сложились непростые отношения.

Репродукция портрета писателя Ивана Сергеевича Тургенева работы художника Николая Николаевича Ге - РИА Новости, 1920, 09.11.2021© РИА НовостиПерейти в фотобанкРепродукция портрета писателя Ивана Сергеевича Тургенева работы художника Николая Николаевича Ге

Внешне они вели себя предельно корректно (Иван Сергеевич когда-то даже дал проигравшему Достоевскому денег в долг — Федор Михайлович вернул их с сильным опозданием). Порой литераторы обменивались уколами: то Тургенев на Достоевского эпиграмму напишет, то Достоевский “Дым” поругает. Но, прочитав “Бесов”, Тургенев возмутился: увидел в Кармазинове карикатуру на себя. И тут даже формальное примирение было невозможно, хотя Достоевский предпринимал попытки наладить отношения.

И все эти элементы биографии Федора Достоевского, о которых порой не упоминают в “парадных” исследованиях, раскрывают нам куда более глубокий и яркий образ классика. Он предстает не забронзовевшим морализатором, а рефлексивным, ярким, готовым к острому диалогу писателем с невероятной сюжетной мощью.

И как раз то, что он казался многим современникам неудобным, неоднозначным, спорным, и говорит о его неустаревающей актуальности. Значит, есть такие пласты его творчества, которые еще ждут как нового исследователя, так и читательского внимания — и, соответственно, понимания.

Прогулочное судно на реке Мойка в Санкт-Петербурге - РИА Новости, 1920, 11.11.202108:00ТуризмПетербург Достоевского: маршрут по следам писателя и его героев

Источник

Оставить комментарий