Главная » Культура » Японский фильм по Чехову или новый Серебренников? Кто заберет золото Канн

Японский фильм по Чехову или новый Серебренников? Кто заберет золото Канн

  • Мастера и новички
  • В Россию?
  • Ностальгия по прошлому

Спайк Ли, Мелани Лоран, Мати Диоп, Джессика Хауснер и Милен Фармер на церемонии открытия Каннского кинофестиваля - РИА Новости, 1920, 17.07.2021© AFP 2021 / Valery Hache

На Каннском кинофестивале показали все конкурсные фильмы, и теперь остается делать ставки — кто же получит главную награду, “Золотую пальмовую ветвь”. У критиков в фаворитах картины Хамагути, Серебренникова и Андерсона. Но глава жюри Спайк Ли умеет удивлять.

Мастера и новички

В основном конкурсе 24 фильма — больше, чем обычно: из-за пандемии и прошлогодней отмены мероприятия было что выбрать. Позвали и именитых мастеров, и “новеньких”. Правда, несмотря на множество картин и жанровое разнообразие, от критики фестиваль не ушел.

“Я немного разочарован конкурсом, после полутора лет пандемии ожидал большего. Связано ли это с тем, что режиссеры не успели закончить проекты или решили показать их на других фестивалях? Или Канны просто не пригласили кого-то?” — задает риторические вопросы критик из Германии Рюдигер Сушланд.

Актриса Шэрон Стоун на красной дорожке Каннского кинофестиваля1 из 5Актриса Шэрон Стоун на красной дорожке Каннского кинофестиваля© REUTERS / Johanna GeronСпайк Ли на Каннском кинофестивале2 из 5Спайк Ли на Каннском кинофестивале© REUTERS / Gonzalo FuentesСъемочная группа фильма Французский вестник на Каннском кинофестивале3 из 5Съемочная группа фильма “Французский вестник” на Каннском кинофестивале© REUTERS / Eric GaillardАктриса Марион Котийяр на церемонии открытия Каннского кинофестиваля4 из 5

Марион Котийяр на церемонии открытия Каннского кинофестиваля

© AFP 2021 / Valery HacheСейди Хаарла и Юрий Борисов на фотоколле фильма Купе номер шесть на Каннском кинофестивале5 из 5

Сейди Хаарла и Юрий Борисов на фотоколле фильма "Купе номер шесть"

© REUTERS / Eric Gaillard1 из 5Актриса Шэрон Стоун на красной дорожке Каннского кинофестиваля© REUTERS / Johanna Geron2 из 5Спайк Ли на Каннском кинофестивале© REUTERS / Gonzalo Fuentes 3 из 5Съемочная группа фильма “Французский вестник” на Каннском кинофестивале© REUTERS / Eric Gaillard4 из 5

Марион Котийяр на церемонии открытия Каннского кинофестиваля

© AFP 2021 / Valery Hache5 из 5

Сейди Хаарла и Юрий Борисов на фотоколле фильма "Купе номер шесть"

© REUTERS / Eric Gaillard

По его мнению, список участников впечатлил, но не поразил и не стал выдающимся.

В этом году не было завсегдатаев фестиваля — Ханеке, братьев Дарденн, Альмодовара, Лоуча. Это хорошо, нужны свежие имена. Но все же “новые” режиссеры прорыва не совершили.

Впрочем, в предсказаниях по поводу главной награды почти все критики сходятся: с большой долей вероятности ее получит японская лента “Сядь за руль моей машины” режиссера Рюсукэ Хамагути.

Кадр из фильма Сядь за руль моей машины1 из 3Кадр из фильма “Сядь за руль моей машины”© Bitters End (2021)Кадр из фильма Сядь за руль моей машины2 из 3

Сцена из фильма "Сядь за руль моей машины"

© Bitters End (2021)Кадр из фильма Сядь за руль моей машины3 из 3

Фрагмент фильма "Сядь за руль моей машины"

© Bitters End (2021)1 из 3Кадр из фильма “Сядь за руль моей машины”© Bitters End (2021)2 из 3

Сцена из фильма "Сядь за руль моей машины"

© Bitters End (2021)3 из 3

Фрагмент фильма "Сядь за руль моей машины"

© Bitters End (2021)

Трехчасовая немногословная картина — экранизация недлинного рассказа Харуки Мураками. Не обошлось здесь без “русского следа” — аллюзий на пьесу Чехова “Дядя Ваня”.

Это история о мужчине и женщине со схожей травмой из прошлого. Он — театральный режиссер, который репетирует пьесу “Дядя Ваня”. Несколько лет назад он потерял дочь и жену. Она — его водитель, ровесница погибшей дочери. Тоже потеряла близких — родителей.

Режиссер Рюсуке Хамагути на фотоколле Каннского кинофестиваля - РИА Новости, 1920, 16.07.2021© REUTERS / Eric GaillardРежиссер Рюсукэ Хамагути на фотоколле Каннского кинофестиваля

Оба героя одиноки, но прошлое сближает их и помогает лучше понять мир.

Если выиграет “Сядь за руль моей машины”, это будет третья подряд победа азиатского кино в Каннах: главный приз уже получали южнокорейские “Паразиты” и японские “Магазинные воришки”.

"Но не стоит забывать, что жюри возглавляет Спайк Ли, так что победу, скорее всего, одержит фильм с политическим или социальным посылом", — напоминает критик Давид Аббатешани из Ирландии.

Спайк Ли на Каннском кинофестивале - РИА Новости, 1920, 16.07.2021© REUTERS / Eric GaillardСпайк Ли на Каннском кинофестивале

В Россию?

Почти все критики обращают внимание на новый фильм Кирилла Серебренникова “Петровы в гриппе”. Российская фантасмагорическая драма понятна не всем иностранцам (это логично — в картине много отсылок к советскому прошлому), но никто не сомневается: лента получит одну из наград.

Вряд ли это будет “Золотая ветвь”, но, вероятнее всего, “Петровых” отметят за сценарий или Призом жюри.

Кадр из фильма Петровы в гриппе - РИА Новости, 1920, 16.07.2021© Фото : предоставлено SPPR / Сергей ПономаревКадр из фильма “Петровы в гриппе”

“Сценарий лихорадочно извилистый, многослойный, здесь отличный черный юмор, нежно прописанные персонажи и великолепное переплетение всего этого в финале”, — говорит Ян Лумхольд из Швеции.

Давид Аббатешани назвал фильм артхаусом в лучшем смысле слова. “Картина экспериментирует с форматом рассказа истории, что очень интересно”, — поясняет он.

Кадр из фильма Петровы в гриппе - РИА Новости, 1920, 16.07.2021© Фото : предоставлено SPPR / Сергей ПономаревКадр из фильма “Петровы в гриппе”

Рюдигер Сушланд признается, что новая лента Серебренникова понравилась ему чуть меньше, чем “Лето”, которое показывали на фестивале в 2018-м. Но все же фильм в его тройке лучших на фестивале.

“Сложно сказать, как проголосует жюри, но наверняка они отметили сильную основу и атмосферу “Петровых”, — говорит он.

Кадр из фильма Петровы в гриппе - РИА Новости, 1920, 16.07.2021© Фото : Sony PicturesКадр из фильма “Петровы в гриппе”

Ностальгия по прошлому

Не стоит забывать и о самой “звездной” картине конкурса — “Французский вестник. Приложение к газете “Либерти. Канзас ивнинг сан” Уэса Андерсона.

Как и Серебренников, Андерсон ностальгирует по прошлому (Кирилл — по советскому, а Уэс — по 1950-70-м во Франции).

Режиссеры Уэс Андерсон и Тьерри Фремо, и актеры Билл Мюррей и Тимоти Шаламе на красной дорожке Каннского кинофестиваля1 из 3

Уэс Андерсон и Тьерри Фремо, Билл Мюррей и Тимоти Шаламе на красной дорожке Каннского фестиваля

© REUTERS / Eric GaillardТильда Суинтон и Эдриен Броуди во время показа фильма Французский вестник на Каннском кинофестивале2 из 3

Тильда Суинтон и Эдриан Броуди во время показа фильма "Французский вестник" на Каннском кинофестивале

© REUTERS / Johanna GeronКадр из фильма Французский вестник3 из 3Кадр из фильма “Французский вестник”© American Empirical Pictures (2021)1 из 3

Уэс Андерсон и Тьерри Фремо, Билл Мюррей и Тимоти Шаламе на красной дорожке Каннского фестиваля

© REUTERS / Eric Gaillard2 из 3

Тильда Суинтон и Эдриан Броуди во время показа фильма "Французский вестник" на Каннском кинофестивале

© REUTERS / Johanna Geron3 из 3Кадр из фильма “Французский вестник”© American Empirical Pictures (2021)

Он собрал в кадре Билла Мюррея, Бенисио Дель Торо, Эдриана Броуди, Тимоти Шаламе, Тильду Суинтон, Оуэна Уилсона. Андерсон рассказывает о журналистике “старой школы”: которая просвещала читателей, открывала что-то новое, а не осуждала мир и не цензурировала его.

И пусть победа в номинации “Лучшая женская роль” или “Лучшая мужская роль” не определяется уровнем узнаваемости и растиражированности артиста, шансы у кого-то из “Вестника” забрать приз есть.

У критиков существует теория, что за актерские работы должны отметить французские картины.

Режиссер Франсуа Озон и актеры Софи Марсо, Жеральдин Пайя и Андре Дюссолье на красной дорожке Каннского кинофестиваля1 из 3

Франсуа Озон, Софи Марсо, Жеральдин Пайя и Андре Дюссолье на Каннском кинофестивале

© REUTERS / Gonzalo FuentesАктриса Люси Чжан на фотоколле Каннского кинофестиваля 2 из 3Актриса Люси Чжан на фотоколле Каннского кинофестиваля © AP Photo / Brynn AndersonАктер Венсан Линдон на фотоколле Каннского кинофестиваля3 из 3Актер Венсан Линдон на фотоколле Каннского кинофестиваля© REUTERS / Sarah Meyssonnier1 из 3

Франсуа Озон, Софи Марсо, Жеральдин Пайя и Андре Дюссолье на Каннском кинофестивале

© REUTERS / Gonzalo Fuentes2 из 3Актриса Люси Чжан на фотоколле Каннского кинофестиваля © AP Photo / Brynn Anderson3 из 3Актер Венсан Линдон на фотоколле Каннского кинофестиваля© REUTERS / Sarah Meyssonnier

И тут в лидерах — Софи Марсо (и ее роль в картине Франсуа Озона “Все прошло хорошо”), Люси Чжан (снялась у Жака Одиара в “Париж, 13-й округ”) и Венсан Линдон. Последний появился в обсуждаемом фильме “Титан” Джулии Дюкорно — это шокирующе-странная лента про девушку, которая совокупилась с машиной и забеременела от нее. Критики описывают фильм как фэнтези в традициях Кроненберга.

Впрочем, гадать недолго — лауреатов назовут уже вечером.

Актер Юрий Борисов, победивший в номинации Лучшая мужская роль в кино за фильм Калашников - РИА Новости, 1920, 11.07.202111 июля, 08:00КультураЮра Борисов: кино живет не когда его снимают, а когда доходит до людей

Источник

Оставить комментарий