Главная » Культура » Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Долгое путешествие: как Малевич и Кандинский вернулись из Сеула

Посол Российской Федерации в Республике Корея Кулик Андрей Борисович - РИА Новости, 1920, 14.05.2022

Малевич и Кандинский вряд ли предполагали, какими сложными путями их шедевры будут возвращаться в Россию с зарубежных выставок. «Супрематизм» и «Серый овал» наконец доставили в Москву из Южной Кореи. О том, что этому препятствовало, когда ждать произведений Фаберже из Лондона и как обстоят дела с международной музейной деятельностью, — в материале РИА Новости.

Южнокорейский вояж

Выставка «Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции» открылась в Сеуле 5 января. Около 75 произведений прибыло в Южную Корею из музеев Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Красноярска и Владивостока. В экспозицию в числе прочих вошли работы Кончаловского, Гончарова, Лентулова, Фалька.

Завершилась выставка 17 апреля, но шедевры вернулись в Москву почти месяц спустя, заставив поволноваться. Хотя причиной стали только «изменения в логистических цепочках».

Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард искусство революции - РИА Новости, 1920, 13.05.2022

"Все шло по плану, просто мы попали в ситуацию, связанную с санкциями, и нужно было найти в новой юридической реальности необходимые механизмы, которые бы обеспечивали возвращение российских предметов культуры на родину, — пояснил спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. — К счастью, понимание этих механизмов есть".

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств, который был организатором южнокорейской выставки, рассказали, что из Сеула произведения сперва доставили в столицу.

Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард искусство революции  - РИА Новости, 1920, 13.05.2022

"Экспонаты прибыли в Москву (в пятницу, 13 мая. — Прим. ред.), после таможни их отправят в регионы, — отметил директор Екатеринбургского музея Никита Корытин. — Когда экспонаты вернутся, их ждет плановая реставрация. К 300-летию города в 2023-м наш музей рассчитывает создать постоянную экспозицию, посвященную русскому художественному авангарду 1910-1920 годов".

На следующей неделе в музее планируют провести церемонию распаковки ящиков с артефактами.

Другие региональные собрания, предоставившие экспонаты на выставку в Сеуле, тоже собираются показать распаковку работ на собственных площадках, но пока не называют точные даты. Это связано не только с логистическими нюансами, но и с вопросами безопасности шедевров.

Мужчина в художественном музее Седжон в Сеуле, где ранее были выставлены картины русских авангардистов1 из 3

Мужчина в художественном музее "Седжон" в Сеуле, где ранее были выставлены картины русских авангардистов

Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард искусство революции2 из 3

Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции

М.Ф. Ларионов. Еврейская Венера, 1912 год3 из 3

М. Ф. Ларионов. "Еврейская Венера", 1912 год

1 из 3

Мужчина в художественном музее "Седжон" в Сеуле, где ранее были выставлены картины русских авангардистов

2 из 3

Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции

3 из 3

М. Ф. Ларионов. "Еврейская Венера", 1912 год

Не первый случай

«Сеульское возвращение» не первое. Российские артефакты из разных собраний показывали и в европейских музеях.

Хранитель фонда творчества Рерихов Сергей Фролов и художник-реставратор отдела научной реставрации Ирина Соловьева принимают картину художника Николая Рериха Заратустра в Государственном музее Востока в Москве  - РИА Новости, 1920, 13.05.2022

«Последние два месяца идет системная серьезная работа, которая направлена на возвращение культурных ценностей, находящихся на выставках в разных государствах, в Россию. Она практически близка к завершению, — рассказал Швыдкой. — Возвращение экспонатов, представленных на выставке в Сеуле, — один из завершающих эпизодов в этой работе».

Несмотря на то, что российских шедевров за границей в рамках выставочных проектов практически не осталось, международное культурное сотрудничество продолжится.

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству и художественный руководитель Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой - РИА Новости, 1920, 13.05.2022

"Это не означает, что Россия закрывается от международных контактов, — подчеркнул Швыдкой. — Мир велик, востребованность в экспонатах и выставках из России высокая".

В то же время, по его мнению, важно с осторожностью выбирать страны, куда будут направлять предметы искусства.

«Нужно добиваться гарантий возвращения, которые необходимы, чтобы не возникало никаких вопросов по поводу дальнейшей выставочной деятельности», — считает Швыдкой.

Сотрудники Государственной Третьяковской галереи в Москве принимают картины, возвращенные после выставок в Италии и Японии - РИА Новости, 1920, 13.05.2022

Фаберже на связи

С новой реальностью столкнулись и музеи Московского Кремля. В начале весны там готовили проект, посвященный дуэлям, при участии собраний Франции, Великобритании, Австрии, Испании. Но зарубежные партнеры отозвали свои экспонаты.

Несмотря на это, музеи Кремля 13 мая открыли выставку «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления». На ней представлены уникальные предметы из российских музеев.

Пасхальное яйцо Московский Кремль на выставке Фаберже в Лондоне: от романтики до революции - РИА Новости, 1920, 13.05.2022

Одновременно музеи Кремля ждут возвращения из Великобритании произведений Фаберже, которые показывали в рамках выставки «Фаберже в Лондоне: от романтики до революции» в Музее Виктории и Альберта, прошедшей с ноября 2021-го по май 2022-го.

По словам директора департамента международной и выставочной деятельности музеев Кремля Екатерины Караваевой, драгоценности Фаберже приедут в Москву в ближайшие дни.

Яйцо пасхальное 300-летие Дома Романовых из коллекции Музеев Московского Кремля.  Россия, Санкт-Петербург, 1913. Фирма К. Фаберже, Мастер Вигстрем Генрих, художник Василий Иванович Зуев.

"Они в процессе возврата, — говорит Караваева. — Наши сотрудники, которые должны их сопровождать, уже выехали в Лондон. Идет демонтаж, мы ждем разрешительных документов. Но это исключительно бюрократические формальности, все штатно".

Вопрос, что будет дальше. Европейские партнеры тоже не рады отмене договоренностей, но свою роль играет политика.

Фрагмент экспозиции Фаберже в Лондоне: Романтика в революции в музее Виктории и Альберта

"Ситуацию воспринимают с большой грустью, поскольку, к сожалению, так устроено, что музеи, библиотеки и архивы в подобных ситуациях не имеют собственной воли, — отметила Караваева. — Решения принимают правительства стран, через министерства культуры их спускают музеям, которые вынуждены подчиниться".

По ее словам, сейчас все живут «в напряженной ситуации, но европейские коллеги готовы возобновить партнерство с нами, как только политическая ситуация стабилизируется».

Выставка Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления - РИА Новости, 1920, 13.05.2022

Уже приехали

Не так штатно, как из Сеула, возвращались в Россию экспонаты из других стран: в частности, задержание на выезде из Финляндии озадачило музейщиков.

В апреле грузовики с картинами из собраний Эрмитажа, Третьяковки, музея «Абрамцево», ГМИИ и Музея Востока остановили на финской границе. Но Еврокомиссия быстро дала разъяснение, что экспонаты не попадают в санкционный перечень, и недоразумение вскоре разрешили.

Рабочий выгружает ящики с предметами искусства из кузова грузового автомобиля во дворе Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге1 из 3

Рабочий выгружает ящики с предметами искусства из автомобиля во дворе Эрмитажа. Таможенные органы Финляндии на границе задержали три автомашины, следовавшие через территорию Финляндии в Россию

Возвращенные в Россию из Парижа экспонаты из коллекции меценатов Михаила и Ивана Морозовых в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина2 из 3

Возвращенные в Россию из Парижа экспонаты из коллекции меценатов Михаила и Ивана Морозовых в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Ящики с картинами, возвращенными после выставок в Италии и Японии, в помещении Государственной Третьяковской галереи в Москве3 из 3

Ящики с картинами, возвращенными после выставок в Италии и Японии, в помещении Государственной Третьяковской галереи в Москве

1 из 3

Рабочий выгружает ящики с предметами искусства из автомобиля во дворе Эрмитажа. Таможенные органы Финляндии на границе задержали три автомашины, следовавшие через территорию Финляндии в Россию

2 из 3

Возвращенные в Россию из Парижа экспонаты из коллекции меценатов Михаила и Ивана Морозовых в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

3 из 3

Ящики с картинами, возвращенными после выставок в Италии и Японии, в помещении Государственной Третьяковской галереи в Москве

В Музей Востока вернулись полотна «Приказ Учителя», «Ведущая» и «Заратустра» с проекта «Форма бесконечности» Музея современного искусства «Каза Каваццини» в Италии. А ГМИИ получил обратно «Даму в белом» Поля Элле после показа в городском музее Тиба (Япония) на выставке, посвященной влиянию японской культуры на европейскую.

Прием картин художника Николая Рериха Приказ Учителя, Заратустра и Ведущая в Государственном музее Востока в Москве1 из 2

Прием в Музее Востока картин художника Николая Рериха "Приказ Учителя" (1947 г.), "Заратустра" (1931 г.) и "Ведущая" (1944 г.), возвращенных после выставок в Италии и Японии

Прием картин, возвращенных после выставок в Италии и Японии, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве2 из 2

Прием картин, возвращенных после выставок в Италии и Японии, в ГМИИ

1 из 2

Прием в Музее Востока картин художника Николая Рериха "Приказ Учителя" (1947 г.), "Заратустра" (1931 г.) и "Ведущая" (1944 г.), возвращенных после выставок в Италии и Японии

2 из 2

Прием картин, возвращенных после выставок в Италии и Японии, в ГМИИ

Не менее громким было возвращение шедевров Эрмитажа, ГМИИ и ГТГ с выставки «Коллекция Морозовых. Иконы современного искусства» в фонде Louis Vuitton в Париже. Их доставляли в Россию пятнадцатью рейсами. Транспортировка картин, графических работ и скульптур длилась почти 20 дней.

Источник

Оставить комментарий